А.К. Толстой "Где гнутся над омутом лозы…": анализ стихотворения

А.К. Саврасов Старый дуб у обрыва над рекой

Читать: Стихотворение А. К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы..."

Это даже не классическое стихотворение, а, скорее, небольшая баллада, написанная графом Толстым в 40-вых годах 19 века. Она имеет простой, очень понятный каждому смысл, но, в то же время, окутана мифологическими мотивами и тонкими нотками сказки.

Главная тема стихотворения

В основу стихотворения легла короткая зарисовка, когда во время прогулки на берегу водоема молодая мама засыпает, а ее маленький сынок слушает в это время голоса стрекоз, зовущих его поиграть. Особенностью этого произведения является открытый финал - читателю остается додумать самостоятельно, как закончилась эта история.

Пошел ли мальчик на зов стрекоз, и погиб в итоге, или вовремя проснулась его мама, которая спасла мальчишку. При этом нужно подчеркнуть, что сам поэт воспринимает факт того, что мальчик слышит голоса стрекоз, лишь наличием у ребенка богатого, яркого воображения. Однако этот факт делает произведение еще более сказочным, нереальным.

На создание этого стиха автора подтолкнули фантастические сюжеты немецких баллад. В свое время чтение сочинений Гете и Гейне оказали существенное воздействие на творчество и видение мира самого графа Толстого. Именно отсюда в произведении самого Толстого наблюдается некая мистификация, а открытый финал только подчеркивает жутковатые нотки.

Структурный анализ стихотворения

Интересно подчеркнуть, что изначально данная баллада была значительно больше в размерах, но в процессе работы поэт принял решение резко сократить текст до минимальных размеров. При этом открытого финала в полном варианте произведения не было, а мальчик отправился за стрекозами и погиб.

В итоге сокращения получилось всего 4 четверостишия, и используется характерная для стихов Толстого перекрестная рифма. Ритм равномерный, без сбоев и неровностей в тексте. Читается стих благодаря этому очень легко, просто и быстро.

Внимание читателей при этом акцентируется не на сложных словесных конструкциях, а на самой истории, на том, что слышит или воображает себе маленький мальчик, играющий у воды, пока его мамочка спит. Очень важно отметить, что для определения водоема используется не пруд или озеро, а именно слово "омут". В народном фольклоре данное слово всегда связано с гибелью и чем-то очень опасным и неизведанным.

Первые две строфы посвящены описанию самой ситуации, а в третьей строфе автор оставил достаточно подробные описания стрекоз - в мельчайших деталях, включая цвет их крыльев и изогнутость спинки. Последняя строфа завершает, расставляя определенные акценты и вопросы для читателя, и представляя собой тот самый открытый финал.

Вывод

Целью автора в данном случае было подчеркнуть более четко, насколько легко молодые люди по глупости расстаются с жизнью, и идут на поводу у собственных иллюзий. Это стихотворение заставляет задуматься о ценности жизни и логичности поступков каждого человека. Для детей и подростков произведение несет серьезный педагогический смысл, завуалированный в сказочную форму.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.